Дуэт: Фриц Крейслер 1875 – 1962 и Сергей Рахманинов 1873 – 1943
На первый взгляд, они – абсолютные противоположности. Скрипач Фриц Крейслер чрезвычайно не любил заниматься и репетировать, у него и без того всё получалось. Пианист Сергей Рахманинов, напротив, трудился с завидным тщанием даже над теми пьесами, которые, по сути, были у него уже готовы. По счастливому стечению обстоятельств, оба музыканта встретились в 20-х гг. ХХ века и неожиданно для всех решили играть в дуэте.
Позже писатель и музыковед С. Волков скажет: – Эта пáра была — нарочно не придумаешь, потому что Рахманинов был человеком угрюмым, педантичным, много занимался... Крейслер же слыл любителем казино и игорных клубов, куда Рахманинов – «ни ногой». Крейслер мог неделями не играть на скрипке, но при этом, когда выходил на сцену, его шарм был столь велик, что никто не мог и подумать, что человек перед выступлением не занимался… Рахманинов никогда не позволял себе ничего подобного. Словом, в лице Рахманинова Крейслер встретил большого врага своего нежелания репетировать. В 1928 г. оба они сделали несколько совместных записей, – но каковó это им далось!.. Крейслер после каждой пробы восклицал: «Замечательно вышло! Я ухожу!». Рахманинов тут же его останавливал: «Нет-нет, так дело не пойдёт. Ещё раз, пожалуйста». Крейслер умудрялся как-то выскальзывать, и однажды Рахманинов, разозлившись, выпалил: «Наш Фриц — как блоха, его никак не прижмёшь!». Однако, результаты их сотрудничества стали уникальными; несколько записей, – не только знаменитых, но и непревзойдённых, – дошли до наших дней.